Реклама:

В. Белунцов- Новейший самоучитель работы на компьютере для музыкантов стр.24

помимо звукового выхода, одновременно подается на вход цифровой задержки с небольшим уменьшением уровня. На выходе мы услышим, как основной звук многократно повторяется, постепенно затухая. Время полного затухания сигнала зависит от уровня обратной связи. Подобный эффект неплохо звучит, например, на протяжных вокальных линиях, особенно если вокальная партия исполняется без слов.

Иногдя применяют параллельно несколько эффектов цифровой задержки

(с разным временем задержки). В этом случае результат называют мультизадер-жкой или мульти-эхом. Кроме того, на этом же принципе основан эффект реверберации, то есть имитации естественной акустики.

Если источники приемникзвуканахо-дятся в естественном акустическом окружении (например, в каком-либо помещении), приемникполучаетнетолькопрямой звуковой сигнал, но и его многочисленные отражения, поскольку звук от источника распространяется во все стороны. Прямой сигнал достигает приемника быстрее отраженного (поскольку его путь короче) и с более высоким уровнем. При отражении от окружающих предметов звук частично поглощается, поэтому все отраженные звуковые сигналы более

слабые, чем прямой. Схематично это

изображено на рис. 1.9.

В. Белунцов- Новейший самоучитель работы на компьютере для музыкантов

Р^.с 1,9- Схема естественной реверберации

В результате первым к приемнику ходит прямой сигнал (он звучит наиболее громко), а после микроскопической

паузы его достигает так называемый пучок первичных отражений — сигналы, однократно отразившиеся от стен помещения и других предметов. Как видно из

приведенной схемы, такой сигнал может

достичь приемника разными путями, которые обычно незначительно отличаются

длиной, а значити временем следования. Поскольку звуковой сигнал продолжает распространяться по помещению, отражаясь от стен и мебели до тех пор, п< >ка

ГЛАВА 1, ТЕХМИНИМУМ

окончательно не затухнет, приемника постепенно будут достигать вторичные, третичные и последующие его отражения. Появление сигналов будет настолько частым, а сами они столь ослабленными, что практически сольются в один постепенно затухающий шлейф.

Таким образом, восприятие сигнала в естественной акустике можно разделить на несколько этапов: прямой сигнал, пауза (время предзадержки), пучок первичных отражений, затухающий шлейф вторичных и прочих отражений. Все это графически изображено на рис. 1.10. Восприятие акустических особенностей помещения зависит и от времени предзадержки, йот длиныиуровня пучка первичных отражений, а также от времени затухания концевого шлейфа.

В. Белунцов- Новейший самоучитель работы на компьютере для музыкантов

Рис. Амплитудный график реверберации

Существует множество алгоритмов для

искусственной имитации описанных

выше процессов. Но алгоритмы реверберации обычно основаны на сочетании множества цифровых задержек, величины которых не кратны одна другой, и их последующей обработки с помощью так называемых ячеек Шредера и/или рецир-куляторой. Подробное описание алгоритмов реверберации можно найти в технической литературе. Для пользователя же, как правило, остаются открытыми лишь немногие ихпараметры, с помощью

которых можно достаточно гибко лять искусственной акустикой. Если вам интересно «сердце» этих алгоритмов, то можно обратиться, например, к системе С-ээипс!. В данной книге она не рассматривается, I ■лее краткоеописаниебылоприве-дено в моей книге «Музыкальные возможности компьютера» (изд-во «Питер», 2000). Подробную информацию и документацию по работе с системой С-зоигк!, а также саму систему можно получить с сайта ЬЩ/Лнт/.leedsac.Uk/music/Man/c front.ht.rnl.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒