Реклама:

В. Белунцов- Новейший самоучитель работы на компьютере для музыкантов стр.20

отобразить без искажений. Таким образом, при записи звука в компьютер значение 0 дБ соответствует максимальному значению амплитуды, а все более тихие звуки имеют отрицательное значение ам -плитуды (например, уровень шума на компакт-кассете составляет приблизительно -60 дБ).

Положительный входной уровень громкости является перегрузкой, то есть будет записан неправильно, и при его воспроизведении мы услышим характерные вы -сокочастотные искажения. Особенно ярко это проявляется в цифровой записи, речь о которой впереди.

Восприятие пространственной локализации звука, называемой иначе звуковой панорамой, возможно лишь при наличии как минимум двух звуковых приемников Например, человек с помощью двухушей в большинстве случаев может определить, откуда исходит звук При этом большую роль играет оценка временного промежутка между поступлением звука на первый и второй приемники. Можно

сказать, что при восприятии звука мозгом включаются подсознательные механизмы сравнительной оценки двух сигналов, поступивших на каждое ухо. С помощью такой оценки мы и определяем направление на источник звука и расстояние до него.

Что же касается понятия тембра, то оно тесно связано с высотой звука. Дело втом, что звуковые колебания обычно бывают сложными. К примеру, если мы взяли на скрипке ноту «ля» первой октавы (частота 440 Гц), то в колебаниях этой струны будут присутствовать также кратные частоты 880, 1320, 1760, 2200 Гц и другие При этом звук каждой частоты будет иметь различную громкость. Амплитудно-частотное соотношение всех состав-ныхчастей сложного колебания называют спектром звука, а звуки, соответствующие каждой частоте, присутствующей в сложном колебании, спектральнымисо-ставляющими или компонентами. Набор спектральных составляющих опре-деляеттембрзвучания. А поскольку каждая спектральная составляющая — это звук определенной высоты, говорить о тембре как об отдельном свойстве звука не совсем корректно. Однако именно тембр звука (а точнее - спектр) обычно находится в центре внимания, когда речь идет о технологии цифрового аудио.

Звуковые колебания, в которых присутствует всего одна частота, называются синусоидальными. Если их графически

изобразить в амплитудно-временной

развертке (по горизонтальной оси откладывается время, а по вертикальной - значения амплитуды колеблющегося тела),

то полученный график будет представлять собой синусоиду (рис. 1.4). Такое представление звука принято называть волновой формой (waveform). Типичная

волновая форма музыкального фрагмента изображена на рис. 1.5.

Рис 1.4- Синусоидальный сигнал

ГЛАВА 1. ТЕХМИНИМУМ

Любое сложное колебание (например, какнарис. 1.5) может быть представлено в виде суммы нескольких синусоидальных колебаний, имеющих различные ча-стотыи амплитуды. Приведем пример. На рис 1.6, а изображена волновая форма одного из простеньких звуков электрооргана, которая может быть легко представлена в виде суммы четырех синусоид (рис. 1.6, б). Этот звук содержит четыре спектральные компоненты. Если графически изобразить их амплитудно-частотное соотношение, то мы получим наиболее удобное графическое «изображение тембра» (именно в такой форме чаще всего и представляют спектр звука). Дело в том, что если изображать звукв виде волновой формы, то может случиться, что у двух совершенно разных по виду волновых форм будет почти одинаковый тембр. Спектральный график хорошо от-ражаетслышимыетембральныехаракте-ристики.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒