Реклама:

Таненбаум Э.- Архитектура компьютера. стр.146

Разработка шин и принципы действия шин — это достаточно сложные вопросы, и по этому поводу написан ряд книг [11, 193]. Принципиальными вопросами в разработке являются ширина шины, синхронизация шины, арбитраж шины и функционирование шины. Все эти параметры существенно влияют на пропускную способность шины. В следующих четырех подразделах мы рассмотрим каждый из них.

Ширина шины

Ширина шины (количество адресных линий) — самый очевидный параметр при разработке. Чем больше адресных линий содержит шина, тем к большему объему памяти может обращаться процессор. Если шина содержит п адресных линий, то процессор может использовать ее для обращения к 2п различным ячейкам памяти. Для памяти большой емкости необходимо много адресных линий. Это звучит достаточно просто.

Проблема заключается в том, что для широких шин требуется больше проводов, чем для узких. Они занимают больше физического пространства (например, на материнской плате), и для них нужны разъемы большего размера. Все эти

факторы делают шину дорогостоящей. Следовательно, необходим компромисс между максимальным объемом доступной памяти и стоимостью системы. Система с шиной, содержащей 64 адресные линии, и памятью в 232 байт будет стоить дороже, чем система с шиной, содержащей 32 адресные линии, и такой же памятью в 232 байт. Дальнейшее расширение не бесплатное.

Многие разработчики систем оказались недальновидными, что привело к неприятным последствиям. Первая модель IBM PC содержала процессор 8088 и 20-разрядную адресную шину (рис. 3.34, а). Шина позволяла обращаться к 1 Мбайт памяти.

Таненбаум Э.- Архитектура компьютера.

Рис. 3.34. Расширение адресной шины с течением времени

Когда появился следующий процессор (80286), компания Intel решила увеличить адресное пространство до 16 Мбайт, поэтому пришлось добавить еще 4 линии (не нарушая изначальные 20 по причинам совместимости с предыдущими версиями), как показано на рис. 3.34, б. К сожалению, пришлось также добавить управляющие линии для новых адресных линий. Когда появился процессор 80386, было добавлено еще 8 адресных линий и, естественно, несколько управляющих линий, как показано на рис. 3.34, в. В результате получилась шина EISA. Однако было бы лучше, если бы с самого начала имелось 32 линии.

С течением времени увеличивается не только число адресных линий, но и число информационных линий, хотя это происходит по другой причине. Можно увеличить пропускную способность шины двумя способами: сократить время цикла шины (сделать большее количество передач в секунду) или увеличить ширину шины данных (то есть увеличить количество битов, передаваемых за цикл). Можно повысить скорость работы шины, но сделать это довольно сложно, поскольку сигналы на разных линиях передаются с разной скоростью (это явление называется перекосом шины). Чем быстрее работает шина, тем больше перекос.

При увеличении скорости работы шины возникает еще одна проблема: в этом случае она становится несовместимой с предыдущими версиями. Старые платы, разработанные для более медленной шины, не могут работать с новой. Такая си туация невыгодна для владельцев и производителей старых плат. Поэтому обычно для увеличения производительности просто добавляются новые линии, как показано на рис. 3.34. Как вы понимаете, в этом тоже есть свои недостатки. Компьютер IBM PC и его последователи, например, начали с 8 информационных линий, затем перешли к 16, потом — к 32 линиям, и все это в одной и той же шине.


⇐ Предыдущая страница| |Следующая страница ⇒